Шуруповерт – это нужный и полезный инструмент в хозяйстве. Когда человек привыкает к такому инструменту, то обойтись без него трудно. Что делать, если вышел из строя шуруповерт? Как же не хочется идти в мастерскую, если нужно всего лишь провести ремонт аккумуляторов шуруповерта!
Схема устройства аккумуляторного шуруповерта.
При всей надежности современных конструкций батареи довольно часто являются причиной неисправности инструмента. Для того чтобы ремонт аккумуляторов шуруповерта не принес много трудностей, необходимо познакомиться с конструкцией, принципами проверки и починки.
Конструктивные особенности
Аккумулятор шуруповерта является источником постоянного тока, который вырабатывается в процессе электролиза. Каждый элемент имеет два электрода (катод и анод). Электрическое напряжение, вырабатываемое им, определяется разностью потенциалов между электродами (полюсами). Главной характеристикой (наряду с напряжением) элементов и аккумулятора в целом является емкость. При соединении элементов последовательно напряжение каждого складывается. В результате напряжение на выходе батареи определяется как сумма напряжений всех составляющих. Напряжение 12 В достигается батареей из 10 элементов, каждый из которых имеет 1,2 В.
Схема литиевого аккумулятора шуруповерта.
Многие аккумуляторы шуруповертов имеют никель-кадмиевые элементы. Анод при этом выполнен из никелевого соединения, а катод – на основе кадмия или его соединения. В качестве электролита применен раствор гидроксидов калия и лития. Никель-кадмиевые элементы имеют высокую емкость при небольших размерах и повышенный срок действия (более 3000 циклов). Напряжение может достигать 1,37 В.
Находят применение никель-металлогидридные элементы, которые состоят из такого же анода и катода из сплава никеля. Они отличаются экологической чистотой, но обладают склонностью к саморазряду в неработающем состоянии. Большинство импортных шуруповертов оснащается аккумуляторами с литий-ионными и литий-полимерными составляющими. Они обладают высокими значениями емкости в малогабаритном исполнении. В обоих типах катод изготовлен из угля, а анод – из соединений лития и кобальта. В качестве электролитов используются солевой состав, насыщенный ионами лития, и сжиженный полимерный состав, соответственно.
Мнение эксперта:
При ремонте аккумулятора шуруповерта важно следовать определенным правилам и рекомендациям экспертов. Сначала необходимо провести диагностику аккумулятора, чтобы определить причину неисправности. Затем следует разобрать аккумулятор, извлечь старые элементы и заменить их на новые. При этом необходимо обратить внимание на правильное подключение положительных и отрицательных контактов. После сборки аккумулятора рекомендуется провести зарядку и разрядку для проверки его работоспособности. Важно помнить, что ремонт аккумулятора требует опыта и знаний в области электроники, поэтому в случае отсутствия опыта лучше обратиться к профессионалам.
Проверка аккумуляторов
Проведение проверки аккумулятора шуруповерта направлено на уточнение рабочих характеристик с целью определения необходимости ремонта или выявления причины неисправности. Наиболее точно работоспособность элементов и аккумулятора в целом можно определить по емкости, которую можно измерить специальным тестером типа «Кулон». Однако этот профессиональный прибор доступен не всем.
Схема прибора для проверки аккумуляторов.
Остается оценить состояние и емкость по косвенным показателям, а именно по току и напряжению на выходных клеммах, которые можно измерить прямым путем (амперметром и вольтметром).
Действительно ли требуется ремонт шуруповерта по вине аккумулятора? Это можно установить только после полной его зарядки. Уже на стадии зарядки батареи можно провести предварительную оценку его состояния. Для этого при включенном зарядном устройстве определяется темп восстановления величины тока и напряжения на выходе батареи.
Такая проверка проводится в следующем порядке. После 30 минут зарядки элементов замеряется величина напряжения на выходных клеммах аккумулятора. Нормальным является достижение величины 13 В. Измерения продолжаются через каждые 30 минут. Если второе измерение показывает 13,5 В, а еще через 2 часа напряжение достигает 14 В и больше не повышается, то зарядка достигла максимума. Номинальное значение напряжения составляет 17 В. В этом случае надо задуматься о том, как отремонтировать аккумулятор шуруповерта. В то же время окончательный вывод делать рано, т. к. возможно проявление «эффекта памяти». Такое явление характерно для никель-кадмиевых элементов и объясняется остаточными процессами при неполных разрядках и зарядках аккумулятора прежде.
Аналогично можно провести оценку состояния аккумулятора по величине тока. Хорошие элементы показывают постоянный рост величины тока в течение первых 60 минут зарядки до величины не менее 1 А. Такой процесс характерен для неповрежденных элементов.
Интересные факты
-
Использование уксуса для удаления ржавчины.Уксус является эффективным средством для удаления ржавчины с металлических поверхностей. Для этого необходимо нанести уксус на ржавую поверхность и оставить на несколько часов. После этого ржавчина легко удаляется с помощью щетки или наждачной бумаги.
-
Использование пищевой соды для нейтрализации кислоты.Пищевая сода является эффективным средством для нейтрализации кислоты, которая может образовываться в аккумуляторе шуруповерта. Для этого необходимо растворить пищевую соду в воде и залить раствор в аккумулятор. После этого необходимо оставить аккумулятор на несколько часов, а затем слить раствор.
-
Использование изоленты для изоляции проводов.Изолента является эффективным средством для изоляции проводов в аккумуляторе шуруповерта. Для этого необходимо обернуть провода изолентой в несколько слоев. Это поможет предотвратить короткое замыкание и обеспечит безопасную работу аккумулятора.
Проведение замеров под нагрузкой
Схема соединения аккумуляторов шуруповерта.
Если нет явных проявлений выхода из строя батареи при зарядке, то еще рано говорить о ее нормальной работе. Более точно определить, нужен ли ремонт аккумулятора шуруповерта, можно при проведении измерений под нагрузкой. Такие испытания инструмента можно произвести самостоятельно при подключении искусственной нагрузки к батарее. Такая нагрузка должна составлять около 35-40 Вт. В качестве нагрузки можно применить автомобильную лампу для фары мощностью в 35 Вт или спот-лампу мощностью в 35-40 Вт на напряжение 12 В.
Для проведения испытания собирается элементарная электрическая схема, в которой элементы разряжаются на нагрузку. При этом ток и напряжение замеряются соответствующими приборами. Время разрядки – 3-5 минут. Использование лампы в качестве нагрузки дает возможность визуальной оценки состояния аккумулятора: если яркость свечения лампы не изменилась, то емкость аккумулятора в норме. Такой вывод, конечно, предварительный. Другое дело, если свет потускнел, то это явное проявление неисправности элементов. Значит, требуется ремонт аккумулятора. Результат лучше уточнить измерением напряжения на выходных клеммах. После разрядки в течение 5 минут напряжение должно быть в пределах 12-12,4 В (при номинале 12,4 В). Если напряжение упало ниже 12 В, то можно говорить о необходимости ремонта.
Опыт других людей
Сделать ремонт аккумулятора шуруповерта своими руками – это просто, говорят многие пользователи. Они отмечают, что для этого не требуется специальных навыков или оборудования. Достаточно купить новые аккумуляторные элементы, разобрать корпус шуруповерта, заменить старые элементы на новые и собрать обратно. Многие отмечают, что такой ремонт значительно экономит деньги и продлевает срок службы инструмента.
Проверка отдельных элементов
Если предварительные измерения указывают на необходимость отремонтировать аккумулятор шуруповерта, то следует открыть корпус инструмента и извлечь батарею. Как правило, в аккумуляторную батарею входит 10-12 элементов (банок) с номинальным напряжением в 12-14 В. Произвести ремонт батареи шуруповерта своими руками – это найти и заменить неисправную часть.
Таблица разновидностей аккумулятора.
После извлечения батареи проводится осмотр, прежде всего, мест паек. Вибрация инструмента при работе могла привести к нарушению контакта. Поэтому первый ремонт аккумуляторов для шуруповертов своими руками производится методом пайки поврежденных контактов.
Если с контактами все в порядке, то отсоединяется каждая банка поочередно, измеряется напряжение на электродах. Величина напряжения не должна быть ниже 1,2 В. При проведении замеров следует отсоединить все дополнительные элементы, в частности, датчики контроля зарядки. Измерения проводятся вольтметром постоянного тока со шкалой до 1,5-2 В. Если величина напряжения не соответствует номинальному значению, то батарея шуруповерта ремонтируется путем замены негодной банки новым элементом того же номинала.
Новая банка должна соответствовать прежней по номинальной емкости (значение указано на корпусе).
Может возникнуть ситуация, когда все банки показывают нормальное напряжение, а предварительная оценка указывала на неисправность аккумулятора шуруповерта. В этом случае придется провести замеры параметров каждой банки под нагрузкой. Испытания производятся аналогично испытаниям батареи, но нагрузкой будет служить лампочка от карманного фонарика.
Оценка качества по сопротивлению
Точность оценки работоспособности элементов возрастает при оценке внутреннего сопротивления. Эта величина получается из расчета (частное от деления напряжения на ток с вычетом сопротивления нагрузки). Напряжение и ток измеряются под нагрузкой. В качестве нагрузки рекомендуется резистор на 10 Ом мощностью в 25 Вт. Оценка расчетного сопротивления проводится с учетом, что сопротивление новой банки достигает 0,1 Ом. Значительное (более 20%) превышение сопротивления указывает на то, что банку надо заменить.
Ремонт аккумулятора шуруповерта путем замены элементов следует произвести, если замечен существенный саморазряд аккумулятора без рабочей нагрузки. Такая оценка проводится методом измерения напряжения на выходных клеммах через каждые 24 часа в течение 30 дней. Для никель-кадмиевых элементов саморазряд за это время не должен превышать 20%, а для литий-ионных – не более 8%.
Необходимые инструменты
Для ремонта аккумулятора шуруповерта своими руками следует иметь инструменты:
- вольтметр на 2 и 15 В;
- амперметр на 2 А;
- миллиамперметр;
- тестер;
- отвертка;
- омметр;
- плоскогубцы;
- лупа;
- ножницы.
Ремонт аккумуляторов шуруповертов своими руками обычно заключается в поиске и замене аккумуляторного элемента. Для этого необходимо знать порядок и последовательность проведения проверки и анализа параметров.
Частые вопросы
Какие материалы и инструменты понадобятся для ремонта аккумулятора шуруповерта?
Для ремонта аккумулятора шуруповерта вам понадобятся новые аккумуляторные элементы, припой, паяльник, отвертка, мультиметр, термоклей, изоляционная лента и ножницы.
Какой процесс замены аккумулятора шуруповерта?
Сначала необходимо разобрать корпус аккумулятора, извлечь старые элементы, затем припаять новые аккумуляторы, собрать корпус, проверить работоспособность и изолировать соединения.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Перед началом ремонта аккумулятора шуруповерта убедитесь, что вы располагаете всеми необходимыми инструментами и материалами, такими как новые аккумуляторные элементы, паяльник, термоклей и изоляционная лента.
СОВЕТ №2
Перед заменой аккумулятора убедитесь, что он полностью разряжен, чтобы избежать травмирования и повреждения устройства.
СОВЕТ №3
При пайке новых аккумуляторных элементов следите за температурой, чтобы избежать перегрева и повреждения элементов. Используйте специальный флюс для пайки аккумуляторов для обеспечения надежного контакта.
ли со статьей или есть что добавить?