Масло Для Токарного Станка 1К62

ТОКАРНОЕ ДЕЛО

Все механизмы коробки скоростей и подшипники смазываются автоматиче­ски подачей масла по системе трубо­проводов из резервуара, расположен­ного в нижней части корпуса передней бабки. Масло засасывается из резер­вуара плунжерным насосом, приводи­мым в движение эксцентриковым ку­лачком от вала V (см. рис. 189). Затем масло подается по трубкам через фильтр в передний подшипник шпинде­ля и на лоток, откуда под действием своего веса поступает к зубчатым коле­сам, втулкам и другим смазываемым точкам. Дополнительная смазка задне­го подшипника осуществляется непо­средственно из резервуара фетровым фитилем.

На верхней крышке передней бабкн находится смотровое окошко, через ко­торое при нормальной работе смазоч­ных систем видна струя масла. Пластинчатый фильтр периодически очищают, поворачивая два-три раза рукоятку. Согласно заводской инструк­ции эту операцию в новом станке вы­полняют ежедневно, в течение 1—2 ме­сяцев, а в дальнейшем — еженедельно. Уровень масла в резервуаре контроли­руют по маслоуказателю, расположен­ному в левой части передней бабки. Для смазки механизма подач служит плунжерный насос, расположенный в верхней части корпуса коробки подач и приводимый в движение кулачком от вала XI.

Механизм фартука смазывается плун­жерным насосом, установленным на нижней крышке фартука. Направляю­щие станины и поперечного суппорта смазываются периодически струей мас­ла из фартука через специальный кра­ник. Необходимо следить, чтобы после смазки направляющих краник не оста­вался открытым, иначе вытечет все масло из фартука.

203. СХЕМА СМАЗКИ СТАНКА 1К62:

/— ось паразитного колеса, 2 — сменные колеса гитары, 3 — направляющие верх­них салазок, 4— опоры эксцентрикового вала, 5 — подшипники ходового винта и ходового вала, 6 — фитиль для смазки заднего подшипника шпинделя, 7 — при­нудительная смазка переднего подшипни­ка шпинделя, 8 — винт поперечной пода­чи, 9 — пиноль, 10, 12 — направляющие задней бабки, И — подшипник винта пи­ноли, 13 — винт верхних салазок, 14 — подшипник винта поперечной подачи, 15 — ось резцедержателя, 16 — кран для смазки направляющих суппорта

image
Уровень масла Фильтр пластинчатый Насос плунжерный
—Маслоуказатель – Уровень масла Насос плунжерный
Слив масла Уровень масла Маслоуказатель
Заливка масла в фартук L— Насос плунжерный
image

Срок службы токарного станка в значительной степени зависит от правильного функционирования системы смазки деталей, поверхности которых постоянно трутся друг о друга. Поэт ому очень важно знать, какое масло заливается в токарный станок, какой марки и какие у него должны быть характеристики.

Для каких станков используется масло

Если рассматривать масло как элемент системы технического обслуживания, то смазку необходимо подводить ко всем подвижным узлам токарного станка. Это определяет карта смазки, которая обязательно прилагается к паспорту на токарный станок.

Смазочные материалы защищают поверхности и детали агрегатов от следующих неблагоприятных факторов:

  • высокой температуры;
  • повышенных значений контактного давления;
  • пыли;
  • трения;
  • влаги.

Масло в токарном станке выполняет следующие функции:

  • Защищает механизм и все детали от износа.
  • Для отвода продуктов износа от рабочей зоны.
  • Отводит тепло.
  • Уменьшает коэффициент трения.

Отказы машин по причине отсутствия или малой подачи смазки легко идентифицировать, когда возникает катастрофическая проблема. Однако в других случаях связь с отказом смазки может быть неочевидной.

Например, когда поломка токарного станка сочетается с другими механическими/эксплуатационными факторами: в этом случае отказ системы смазки влияет на производительность или эффективность металлообработки, но не приводит к катастрофическим проблемам. Некоторые из подобных ситуаций рассматриваются далее.

Изменение качества выпускаемой продукции при отсутствии СОЖ

При недостатке смазки режущие инструменты токарного станка затупляются быстрее, что приводит к ухудшению шероховатости обработанной поверхности. С другой стороны, малое количество смазки вызывает прогрессирующий рост трения скольжения, в результате чего необходимые зазоры в узлах увеличиваются. Появляется радиальное биение соприкасающихся деталей, понижающее точность металлообработки.

Для достижения стабильных показателей точности обработки необходима постоянная очистка смазки от механических взвесей, для чего необходимо постоянно следить за работоспособностью фильтров. Исправно действующие фильтры предупреждают появление частиц стружки, которые могут обратно попадать на поверхность заготовки, вызывая на ней образование царапин. При этом сами элементы циркуляции СОЖ также должны быть защищены от абразивной стружки фильтрами.

Улучшению качества механической обработки способствует использование СОЖ, в составе которых имеются противозадирные присадки. Такие масла содержат повышенное количество маслорастворимых сульфидов.

Важно! Индустриальное масло не является смазочно-охлаждающей жидкостью (СОЖ). Поэтому его не следует использовать для смазки режущих инструментов. Для этих целей используется специальная охлаждающая жидкость — эмульсионная смазка на основе воды и масла с различными противозадирными и противоизносными присадками.

Наличие механических повреждений

Этот фактор существенен для узлов и деталей токарного  станка, которые в процессе его работы совершают вращательное или возвратно-поступательное движении. К группе риска относят:

  • зубчатые колёса и шестерни;
  • все детали шпинделя;
  • все шлицевые соединения;
  • направляющие суппорта;
  • подшипники.

Механические повреждения зубчатых передач обусловлены интенсивным контактным трением, недопустимым изменением свойств окружающей среды, физико-химическими процессами окисления смазки. Совокупное действие этих факторов приводит к таким явлениям, как истирание, задир и выкрашивание зубьев; это же можно сказать и о износе червячных передач. Истирание характерно для малых контактных скоростей, выкрашивание – при умеренных и задир – при высоких.

При любом виде износа мощность, необходимая для работоспособности узла самопроизвольно возрастает, что приводит к росту нагрузок. Материал, не рассчитанный на такие нагрузки, разрушается.

Исследования причин выхода из строя подшипников на токарном станке показывают: более 60 % их повреждений связаны со смазкой. Поэтому подшипники и другие вращающиеся компоненты токарного станка требуют оптимальных значений толщины смазочной пленки, которая разделяет контактирующие между собой металлические детали и уменьшает их износ.

Решение этой проблемы — химически сложный механизм, который зависит от термической стабильности смазки, степени её загрязнения, своевременности пополнения и недопустимости использования разнородных смазок.

В процессе высокоскоростной механической обработки на токарном станке все металлы выделяют тепло, поскольку трутся один об другого, выделяя при этом значительную энергию. Термическая деформация происходит тогда, когда, если один из элементов достигает слишком высокой температуры, что приводит к ликвидации нормальных технологических зазоров и уменьшению вязкости смазки.

Из этого следует, что смазка, которая должна была бы снизить вероятность перегрева (за счет уменьшения трения элементов) фактически превращается в один из факторов увеличения износа.

Перегрев растёт, если:

  • уменьшается количество смазки, поступающей в зону контакта токарного станка;
  • изменяется состав смазки, главным образом, за счёт появления вторичных химических соединений или мельчайших механических частиц;
  • используются труднообрабатываемые материалы.

Поскольку универсальной смазки не существует, то их производители всегда указывают диапазон работоспособности продуктов, в зависимости от которой производится настройка системы смазки токарных станков.

Толщина смазочной пленки, обеспечивающей разделение движущихся частей, чтобы свести к минимуму трение, износ и чрезмерное тепловыделение, должна:

  • Действовать как теплоноситель для охлаждения компонентов машины.
  • Передавать необходимое усилие и/или работу.
  • Обеспечивать возможность удаления загрязняющих веществ из смазочного материала.

Кроме того, смазка должна предотвращать появление узлов схватывания, которые ведут к перегреву деталей.

Способы смазки

  1. Периодическая ручная смазка — через закрытые технические отверстия во время работы токарного станка. Для этого можно использовать шприц или специальную масленку. Для подачи масла в труднодоступные места токарного станка используется поршневой насос с ручным управлением.
  2. Капельный или фитильный метод — осуществляется в специальной емкости с помощью капельного или фитильного масленки. Смазочный материал непрерывно поступает из последнего на поверхность детали под действием капиллярной силы.
  3. Циркуляционная смазка осуществляется с помощью гидравлического насоса, который подает масло под давлением непосредственно к механизму токарного станка. Жидкость течет естественным образом. Количество масла контролируется специальным устройством.
  4. Картерный метод — заключается в разбрызгивании масла быстро движущимися крыльчатками или шестеренками, погруженными в смазку и соединенными с вращающимися частями оборудования.
  5. Комбинированная смазка — используется в тех случаях, когда вышеперечисленные методы не обеспечивают оптимальную смазку не только механизма, но и компонентов токарного станка.

Определяющие характеристики масла для токарного станка

  • Плотность — этот показатель оказывает значительное влияние на характеристики масла для токарного станка, используемого в гидравлических системах. Именно плотность жидкости снижает передающие качества.
  • Вязкость — это параметр, который напрямую влияет на качество смазочного материала. Это самый важный параметр при выборе смазки для токарного станка. Вязкость зависит от условий эксплуатации, в частности, от температуры. Чем выше значение температуры, тем ниже вязкость.
  • Температура вспышки — влияет на расход масла для токарного станка и его угар. По сути, это температура, при которой жидкость воспламеняется.
  • Температура застывания — необходимо учитывать при хранении жидкостей и при переливании.
  • Содержание кислоты и серы — насколько чистым является масло с точки зрения содержания кислоты и серы.
  • Зольность — это степень очистки. Чем ниже значение, тем более очищенным является масло.

Чтобы определить, какое масло заливать в конкретный токарный станок, выбор основывается на рекомендациях производителя, которые обязательно указываются в инструкции по эксплуатации.

Класификация масла для токарных станков

  • И — без добавок.
  • ИГП (легированные) — с добавками.

Какое масло использовать для заливки

Существует несколько типов смазочных масел, которые можно использовать для токарных станков. Они состоят из базового масла и определенных присадок. Основой может быть минеральное, синтетическое или – редко — растительное масло.

При выборе подходящего смазочного масла для токарных станков подумайте о том, какими свойствами должен обладать смазочный материал. Некоторые позиции выбора рассматриваются далее:

  1. Оптимальная вязкость. Смазочные материалы с высоким индексом вязкости могут выдерживать более высокие температуры. Вязкость также влияет на то, насколько чувствительными будут поверхности токарного станка к грязи и пыли. Более густая смазка сможет улавливать больше загрязняющих веществ. Вязкость является наиболее важным фактором при выборе смазочного масла для токарного станка.
  2. Ингибиторы ржавчины. Эти добавки образуют тонкую плёнку на поверхности металла, которая отталкивает воду. В результате они могут защищают металлообрабатывающий инструмент от ржавчины. Это важно, если хранение оснастки происходит во влажной среде.
  3. Диспергаторы. Они помогают удалять мелкие частицы, провоцирующие истирание контактной поверхности деталей токарных станков. Диспергаторы блокируют пыль, грязь и другие загрязнения, которые удаляются из смазки при её фильтрации.
  4. Противозадирные присадки. Вступают в реакцию с металлическими поверхностями, создавая тонкий барьер. Особенно эффективны для отрезного и шлифовального инструмента.

Главным показателем вязкости считается её минимальная зависимость от температур в зоне контакта. По этому показателю чаще используются машинные масла общего назначения ГОСТ 20799-88 типа И-25А, И-30А и их зарубежные аналоги.

Минеральное

Смазочные материалы на основе минерального масла часто используются в качестве промышленных смазочных материалов. Они дешевле синтетических масел, менее токсичны и их легче утилизировать. Большинство машинных масел имеют основу минерального масла.

Минеральные масла с низкой вязкостью стоят дешевле, но характеризуются повышенным расходом при работе станка.

Синтетическое

Синтетические масла — это искусственные масла. Они содержат некоторые из продуктов на нефтяной основе, что и минеральное масло. Используются, когда по условиям процесса механообработки необходимо масло с высокой термостойкостью и высоким индексом вязкости.

Недостатком синтетических масел считается их более высокая коррозионная активность. Это важно, если тиокарный станок эксплуатируется в помещении с повышенной влажностью. С другой стороны, при особых требованиях к механической обработке, например, к температуре воспламенения или термостойкости, возможности синтетических масел выше, чем минеральных.

Популярные марки индустриальных масел (без присадок) для использования в токарных станках

  • И-5A. Для смазывания механизмов и устройств, работающих на высоких скоростях при низких нагрузках, где не требуются специальные антиокислительных и антикоррозионных свойств смазочного состава. Оно имеет кинематическую вязкость 6-8 мм2/с при 40°C и температуру вспышки 120°C. Применяется для смазки высокоскоростных шпиндельных узлов в токарных станках. Его можно заменить такими маслами, как И-8А, ИЛС-5.
  • Масло И-8A аналогично предыдущей марке. Оно имеет кинематическую вязкость 9-11 мм2/с при 40°С и воспламеняется при 130°С. Его можно заменить марками И-5А, ИЛС-10, ИЛС-5.
  • И-20А. Для смазки узлов, работающих при низких скоростях и высоких нагрузках, например, направляющих скольжения и качания, зубчатых передач. Вязкость 29-35 мм2/с, температура вспышки 180°C. Может быть заменен на ИГП-18 или другим аналогичным по вязкости маслами.
  • И-30А. В токарных станках используется в основном для смазки фартука, ходовых винтов, направляющих, держателей инструмента, сменных шестерен. Вязкость составляет 41-51 мм2/c, вспышка происходит при температуре от 200°C. Его можно заменить на ИГП-30 или другие аналогичные по вязкости марки.
  • И-40А. Для смазки зубчатых передач. Вязкость 61-75 мм2/c, температура вспышки от 200°C. Его можно заменить на ИГП-38 или аналогичным по классу вязкости.
  • И-50А. Вязкость данного масла 90-110 мм2/c, температура вспышки от 215°C. Может быть заменено на ИГП-38 или аналогичное по классу вязкости.

На популярном форуме про токарку (чипмейкер) обнаружил вот такой вот комментарий: «Да не переживайте вы, лейте И5А в шпиндель, И20А в коробку и фартук. На заводе,где брал токарный станок,токарь сказал, что такие масла для него за счастье. С другой стороны в паспортине немцы пишуть «легированный рафинат и.т.д , т.е. масло с присадками.»

Пропорции по заливке масла (для разных деталей)

Такие нормативы приводятся в инструкции по эксплуатации токарного станка, и зависят от того, для чего он предназначен, и какие материалы обрабатывает.

Подшипники шпинделя, редуктор передней бабки и валы смазываются из распределительного бака, расположенного под верхней крышкой передней бабки. Масло подается либо насосом, либо через маслоотражатель, расположенный в передней бабке.

  • Норма расхода составляет 0,15…0,35 кг/смену (меньшие значения – для оборудования малой мощности и интенсивности использования).
  • Шестерни в коробке передач смазываются методом разбрызгиванием из масляного бака, который является частью коробки передач. Норма расхода составляет 0,4…0,8 кг/смену.

Редукторы фартука смазываются разбрызгиванием из масляного бака, который является частью фартука. На токарных станках нового типа масляный бак фартука содержит встроенный резервуар для ручного насоса, который смазывает направляющие станины, направляющие поперечного скольжения и гайку. Нормы расхода устанавливаются индивидуально, в зависимости от мощности токарного станка и вида инструмента, но обычно не превышают 0,15…0,30 кг/смену.

На токарных станках с масляным насосом масло обычно доливается через заливную горловину в маслобак, расположенный за крышкой торцевого кожуха шпиндельной бабки. Периодичность заливки смазки в токарный станок обычно указывается на шильдике, прикреплённом к станине или к корпусу системы смазки.

Ориентировочные цены

Масло можно приобрести в металлических или пластиковых емкостях объемом 5, 10, 18 и 20 литров. Вы также можете приобрести его в 200-литровых и 216,5-литровых бочках. Для владельцев мастерских, имеющих токарное оборудование, выгоднее один раз купить смазку по оптовым ценам, которые на порядок ниже розничных.

Описание работы. В станке применена автоматическая циркуляционная система смазки шпиндельной бабки и коробки подач.

Эта система включает резервуар 1, шестеренчатый насос 2, фильтр 3 на напорной магистрали, сливной фильтр 4 с заливной горловиной и магнитным патроном.

Шестеренчатый насос 2, приводимый от электродвигателя главного привода через ременную передачу, засасывает масло из резервуара 1 и подает его через сетчатый фильтр 3 к подшипникам шпинделя и на маслораспределительные коллекторы.

Контроль за работой системы осуществляется визуально при помощи маслоуказателя 7 (2). Масло сливается из передней бабки и коробки подач через заливной сетчатый фильтр 4 в резервуар.

В циркуляционную проточную систему смазки фартука, направляющих станины, каретки и суппорта входят: резервуар 8, плунжерный насос 9, распределительный коллектор 10, кран 11.

Кроме того, смазка деталей производится разбрызгиванием, что обеспечивается наличием смазки в картере фартука.

Смазка опор ходового винта, ходового вала, вала переключения осуществляется из резервуара 12, заполняемого шприцем.

Смазка направляющих задней бабки осуществляется фитилями из резервуара 13, в который заливается масло через отверстие, закрываемое колпачком. Резервуар задней бабки заполняется до вытекания масла через отверстие на лицевой стороне корпуса.

Смазка механизма включения фрикциона, винтовой пары и направляющих верхнего суппорта, механизма нониуса фартука осуществляется через масленки 31–36 при помощи шприца.

Смазка оси промежуточной сменной шестерни осуществляется периодически с помощью колпачковой масленки 23, сменные шестерни смазывают вручную консистентной смазкой. Смазка ходового винта осуществляется периодически при помощи ручной масленки при включенной гайке ходового винта.

Указания по монтажу и эксплуатации системы смазки. Перед пуском станка:

  • — заполнить резервуар 1 через фильтр 4 маслом в количестве 17 л. контролировать уровень по маслоуказателю 7 (1).
  • — заполнить резервуар фартука маслом в количестве 1,5 л. контролировать уровень по маслоуказателю 7 (3);
  • — заполнить резервуары 12, 13 маслом в количестве 0,2 л и 0,03 л соответственно;
  • — смазать маслом в точках смазки 28–36; набить консистентную смазку в колпачковую масленку 23 и после заполнения повернуть ее на 1,5– 2 оборота.

Примерно через 1 мин. после включения электродвигателя должно показаться масло в маслоуказателе 7 (2) на передней бабке. При его отсутствии необходимо тут же выключить станок и очистить сетчатый фильтр. В новом станке целесообразно в течение первых двух недель чистить сетчатый фильтр 3 не реже один раз в месяц.

Работу смазочного насоса фартука проверяют по вытеканию масла из вертикального отверстия на направляющих каретки, которое открывается при установке поперечных салазок суппорта на расстоянии 180–190 мм от переднего торца каретки. При работе станка ежедневно контролировать уровень масла и при необходимости доливать его.

Первую замену масла проводить через месяц после пуска станка в эксплуатацию, вторую — через 3 месяца, а далее строго руководствуясь указаниями карты смазки.

Внимательное отношение к смазке, нормальная работа системы смазки является гарантией безотказной работы станка и его долговечности.

На станке имеются две изолированные централизованные системы смазки:

  • -зубчатых колес, подшипников, коробки скоростей и элементов коробки переключения скоростей, зубчатых колес и подшипников шпиндельной головки;
  • -зубчатых колес, подшипников коробки подач, консоли, салазок, направляющих консоли, салазок и стола, винтов поперечного и вертикального перемещений.

Перечень точек смазки, периодичности смазки, марка и количество смазочного материала указаны в таблице 3

При работе, станка контролировать:

  • – уровень масла в резервуарах станины (коробки скоростей) и суппорта;
  • – работу масляных насосов станины по наличию масла в соответствующих маслоуказателям.

Таблица Смазочные устройства и материалы

Наименование смазочного устройства или операции смазки Способ смазки Периодичность смазки Смазываемая точка, Смазочный материал
1 2 3 4 5
1 Указатель уровня масла в резервуаре в коробке подач
2 Пресс-масленка шприц 1 раз в месяц Подшипники ходового винта прод. подачи ЦИАТИМ-201
4 Плунжерный насос суппорта Зубчатые колеса, подшипники механизма консоли, ходовой винт, направляющие консоли
5 Кнопка для смазки направляющих и механизма узла «стол-салазки» Ходовой винт поперечной подачи
8 Пресс-масленка шприц 1 раз в месяц Механизм перемещения гильзы ЦИАТИМ-201
9 Прссс-масленка Продолжение таблица 4 шприц (гильзу выдвинуть) 1 раз в месяц Верхние подшипники шпинделя Смазка ЦИАТИМ-201
10 Маслоуказатель для контроля работы насосов коробки скоростей вручную
13 Слив масла из резервуара суппорта
14 Залив масла в резервуар консоли вручную Менять: первый раз через 15 дней; второй раз через 30 дней, далее через каждые 3 месяца Масло

И-30А ГОСТ 20799-75

15 Указатель уровня масла в резервуаре консоли Зубчатые колеса, подшипники коробки скоростей и шпиндельного узла Масло И-30А ГОСТ 20799-75
17 Слив масла из резервуара станины
18 Залив масла в резервуар станины

Плунжерный насос коробки скоростей

вручную Менять: первый раз через 15 дней; второй раз через 30 дней, далее через каждые 3 месяца

Давно уже не существует московского завода  «Красный пролетарий», но станки, которые он выпускал, благодаря их надёжности по-прежнему работают  на постсоветском пространстве. Со временем некоторые детали изнашиваются, а при интенсивном постоянном использовании станок необходимо менять. Найти теперь новый токарный станок 1К62 практически невозможно. Поэтому  к основной маркировке (на новых станках) добавляются в конце буквенные обозначения, указывающие на дополнения или изменения в конструкции или характеристиках отдельных узлов агрегата.

Кроме усовершенствованных моделей токарного станка, работающего на протяжении нескольких десятилетий в разных отраслях машиностроения, инструментальных цехах и различных лабораториях по разработке сложных металлических конструкций, на рынке можно найти полные аналоги давно разработанного, но не устаревающего морально токарно-винторезного станка 1К62. Оборудование, произведённое в СССР, безотказно работает по сей день. Часто для придания ему товарного вида достаточно лишь подкрасить корпус, если техническое обслуживание проводилось регулярно и в полном объёме.

Некоторые станки требуют замены электрооборудования, шабровки или перешлифовки станины, и этот станок прослужит ещё долгое время. Но для проведения подобного ремонта потребуется техническая документация на станок с техническими характеристиками и размерами.

Паспорт и руководство по технической эксплуатации станка 1К62

Технические характеристики токарного станка 1К62

Токарно-винторезные станки нового поколения, созданные по образу и подобию 1К62, имеют комплектующие более высокого качества, созданные из прочных сплавов, отличающихся от тех, что использовались ранее. Изменилась и электросхема. Электрооборудование станков стало более надёжным, современное оборудование для работ по металлу может иметь разную мощность. Необходимую электрическую схему потребитель оговаривает с поставщиком оборудования в момент заключения договора на поставку. Неизменным показателем в электроприводах является степень безопасности сетей.

Электрическая схема 1К62

Усовершенствованный механизм управления отличается эргономичностью, что позволяет оператору токарного станка 1К62 не прилагать больших физических усилий, чтобы запустить или остановить станок. Шпиндель, муфта и тормоз делают пуск и завершение работы над заготовкой более плавными. Компьютерная разработка станин токарно-винторезных станков даёт возможность производить на любом из них продукцию высокой точности исполнения. Этому способствует и массивная чугунная станина, создающая идеальную жёсткость токарного станка. Такая схема сборки делает работу токаря физически более лёгкой.

Возможности токарно-винторезного станка 1К62 очень велики. На нём можно обрабатывать детали малого диаметра с незначительным весом и просто огромные. При закреплении заготовки в патроне, её вес может доходить до 300 кг. При закреплении детали в центрах, её вес может доходить до 1300 кг.

От объёма и массы детали, а так же тонкости работы над ней, зависит выбор рабочих инструментов, их размер и другие параметры. Для обработки торцевых поверхностей могут использоваться резцы, развёртки, свёрла, зенкера, метчики и плашки. Использования определённых видов инструмента, заготовка приобретает необходимую сложную форму шестигранника, конуса, цилиндра с резьбой или сложной внутренней структурой (в строгом соответствии с чертежом детали).

Универсальность технических характеристик токарно-винторезного станка 1К62 даёт возможность использовать его для обработки высокопрочных заготовок из закалённого металла, благодаря установке шпинделя на специальные подшипники, которые обеспечивают его жёсткость. Ударные нагрузки при обработке не повлияют на точность изготовления детали.

Применяется станок и для нарезки резьбы разной сложности. Она может быть внутренней и наружной, левой и правой.

  • Метрическая — является в России наиболее распространённой – это треугольные бороздки с углом расположения 60º. На чертежах обозначается в мм. Есть 2 вида – с мелким и крупным шагом, задаётся в зависимости от назначения.
  • Дюймовая — имеет угол 55⁰. Применяется крайне редко, лишь для ремонта импортного оборудования. Детали с такой резьбой не разрабатываются для нового отечественного оборудования.
  • Модульная — измеряется в модулях, для получения более понятного русскому человеку значения, цифру необходимо умножить на π≈3,14.
  • Питчевая спиральная резьба, на чертежах отмечается в питчах. Это единица измерения, где определённые параметры делятся на число π≈3,14.
  • Архимедова спираль – детали с этим видом резьбы больше всего похожи на ледобур. Саморезы являются яркими представителями класса деталей с таким типом резьбы.
  • Цилиндрическая (трубная) – разновидность дюймовой резьбы. Угол может быть 55 и 60⁰, что регламентировано ГОСТ. Применяется для сращивания труб малого диаметра между собой без сварки и уплотнительных волокон.
  • Трапецеидальная — равнобочная, имеет угол 30⁰. Используется в сложных поворотных механизмах реверсивных кранов с большой подъёмной силой и трансмиссиях.
  • Упорная – не равнобочная 30⁰ резьба используется в конструкциях мощных прессов и домкратов. Существует ещё одна её разновидность — 0⁰ на стороне детали, испытывающей при работе большую нагрузку и 45⁰ со стороны, где нагрузки нет. ГОСТ 87 года.

На токарно-винторезном станке можно выполнить любую резьбу из перечисленных выше, и многие другие операции. Необходимо только разобраться с терминологией и обозначениями на чертежах и в настройках станка.

Вся нагрузка равномерно распределяется на основании станка, которым служит станина. Она крепится на тумбах. С левой стороны на станине закреплена передняя бабка. В ней расположена коробка скоростей и шпиндель, прикреплённый к патрону. Справа располагается задняя бабка – эта деталь легко перемешается по продольной направляющей каркаса. С её помощью на станке крепятся заготовки разной длины. Режущие инструменты крепятся на суппорте (в центральной части токарного станка) в специальном держателе.

Суппорт токарно-винторезного станка 1К62 имеет два варианта подачи суппорта – продольную и поперечную. Определённую схему движения осуществляют 2 механизма, расположенных в фартуке. В зависимости от операции, выполняемой на станке, определяется, какой из механизмов будет задействован. Для расточки детали подачу осуществляет вращающийся ходовой вал, при выполнении резьбы – ходовой винт. Амплитуда движения суппорта определяется настройками коробки подач.

В нижней части станка, на станине закреплено корыто для отходов, к которым относится стружка и СОЖ, охлаждающая заготовки в процессе работы.

Кинематическая схема токарно-винторезного станка 1К62

Схема системы смазки такова, что весь процесс происходит автоматически. Резервуар, из которого масло начинает своё движение по системе, находится в корпусе передней бабки, вернее, в нижней его части. Чтобы масло достигало каждого, требующего смазки, элемента токарного агрегата, от резервуара идёт трубопровод, обеспечивающий циркуляцию масла по системе.

Смазка приводится в движение плунжерным насосом, который втягивает масло внутрь системы трубок идущих к разным узлам станка. Сам насос, находящийся на нижней крышке фартука, приводится в действие эксцентриковым кулачком, которому передаёт движение вал. Продвигаясь по системе, масло попадает через фильтр к переднему подшипнику шпинделя и на лоток. Собственный вес масла не позволяет ему задерживаться на частях в большом количестве. Стекая произвольно вниз, оно смазывает зубчатые колёса, втулки и остальные части механизма, расположенные ниже.

Задний подшипник имеет 2 способа смазки. Вторым, дополнительным, является фитильный способ смазки. Наличие масла в системе можно увидеть в левой стороне верхней крышки передней бабки, где через небольшое окошечко хорошо видна струя смазочного вещества.

В смазочной системе 1К62 используется пластинчатый фильтр. Его характеристика такова, что для очистки вытаскивать из корпуса его части не нужно, достаточно лишь прокрутить рукоятку 2-3 раза. Такой способ очистки фильтра предусмотрен производителем, в течение первого года эксплуатации, как ежедневная процедура. На более поздних сроках использования этот ритуал может стать еженедельным.

Поперечная рейка станины, по которой перемещается суппорт, смазывается в ручном режиме по мере необходимости. Для этого служит краник, расположенный над ней.

Существует ряд правил, которые помогут содержать токарно-винторезный станок 1К62 в прекрасном рабочем состоянии на протяжении всего срока его использования.

  1. Осмотр станка на отсутствие видимых повреждений до включения электросети. На слух оценить работу двигателя. Через минуту после запуска двигателя проверить подачу масла в систему. При наличии посторонних звуков, необходимо разобраться, что их создаёт – механизмы фартука, коробка скоростей или другие механизмы. Особое внимание необходимо уделить устройствам подачи и удержания заготовки и предохранительного щитка. При малейшей неисправности необходимо приостановить работу и провести ремонтные работы и отладку оборудования.
  2. Согласно карте смазки, необходимо менять масло в резервуаре, чистить фильтр и трубы системы. Делать профилактические осмотры и промывку агрегатов. Своевременно менять резцы, что снизит нагрузку на двигатель.
  3. Ничего, кроме обрабатываемой заготовки, на рабочем месте быть не должно. Это убережёт от несчастных случаев и поломок механизма.
  4. Делая перерыв в работе, не оставлять двигатель работающим. При выполнении задач, не требующих автоматической подачи, суппорт необходимо отключать, выставив трензель в нейтральное положение.
  5. После смены необходимо протереть поверхность от грязи и масла при помощи ветоши, смоченной в керосине. После чего смазать неокрашенные поверхности маслом, что будет препятствовать возникновению ржавчины.
  6. Ежемесячно проводить генеральную чистку механизмов и внутренней стороны кожухов. Не долить, а полностью сменить масло и смазать все узлы станка в соответствии с указаниями производителя. Промыть фильтр керосином.

Правила эксплуатации

Соблюдение правил эксплуатации и выполнение текущего технического обслуживания гарантируют работоспособность и стабильность рабочих характеристик токарно-винторезного станка 1А62 в периоды между плановыми ремонтами. Уход за оборудованием включает в себя как поддержание чистоты и порядка непосредственно на станке и в рабочей зоне станочника, так и контроль за состоянием его узлов и агрегатов. Помимо этого, необходимо выполнять регламентированные проверки и мероприятия, предусмотренные «Руководством по уходу и обслуживанию» этого станка.

После окончания рабочей смены станочник должен отключить его от электросети, убрать со станка инструмент, приспособления и оснастку, очистить его стружки и провести наружный визуальный осмотр механизмов на предмет их исправности. Также необходимо проверить состояние заземления и защитных элементов: ограждений, кожухов и экранов.

Перед началом рабочей смены выполняется визуальный контроль в том же порядке. После чего необходимо проверить уровни масла во всех механизмах станка и только после этого выполнять проверку станка на холостом ходу.

Особого контроля требует система смазки движущихся частей станка. В Руководстве перечислены контрольные и технические мероприятия, которые должны выполняться в начале каждой смены для обеспечения смазкой всех движущихся механизмов станка. В системе смазки токарно-винторезного станка 1А62 применяется один вид промышленной смазки — машинное масло «Л» (по современной классификации — индустриальное масло И-30А).

Проверка масла

Проверка и заливка масла в основные узды и агрегаты станка производится в следующем порядке:

  • Коробка скоростей. Уровень масла проверяется по указателю на горловине (норма — верхний уровень). Перед началом работ необходимо прочистить пластинчатый фильтр, повернув специальную рукоятку, расположенную на корпусе коробки. Сроки замены масла регламентированы. После запуска станка оно должно меняться первый раз через десять дней, второй раз — через 20. Далее масло меняется каждые 35-40 дней.
  • Коробка подач. Масло заливается до верхнего уровня маслоуказателя. Периодичность замены масла такая же, как и у коробки скоростей.
  • Фартук. Для смазки червяной передачи необходимо залить масло через отверстие на фланце до его нижнего края.
  • Суппорт. На нижней и верхней частях суппорта находятся девять масленок, смазывающих все движущиеся части суппорта. Масло в них нужно добавлять ежесменно. Кроме этого каждую смену необходимо смазывать направляющие верхней части.
  • Задняя бабка. Смазка пиноли, винта и подшипника осуществляется двумя масленками, которые должны наполняться маслом каждую смену.
  • Гитара. В корпусе гитары предусмотрен резервуар для масла, которое заливается в него до уровня маслоуказателя. Сроки замены масла такие же, как и у коробки скоростей.
  • Ходовой винт. Перед началом рабочей смены его необходимо смазать машинным маслом по всей его длине. Для смазки опор ходового винта, а также опор валика, предусмотрены три масленки, которые должны заполняться маслом каждую смену. Подшипник вертикального валика получает смазку посредством отдельной масленки, в которую масло добавляется один раз в неделю.

После спуска масла из масляных резервуаров, перед заливкой нового их необходимо промыть бензином или чистым керосином. Также должны быть тщательно промыты все войлочные вставки.

Основной двигатель и коробка скоростей

Для привода валов коробок скоростей и подач используется один двигатель. Он смонтирован на раме внутри передней тумбы станины и развивает до 10 кВт при максимальной частоте вращения вала 2000 об/мин. Большая мощность мотора обеспечивает высокие технические характеристики токарному станку по металлу 1К62. Опционально станок мог оснащаться главным приводом с уменьшенными мощностью и частотой вращения (7,5 кВт и 1460 оборотов соответственно).

Крутящий момент от двигателя передается на входящий вал коробки перемены скоростей с помощью ременной передачи. Поскольку мощность двигателя большая, то в приводе применяются пять (или четыре — для менее мощной версии) параллельных ремней. На входном валу коробки установлена фрикционная муфта, позволяющая осуществлять вращение шпинделя в обе стороны.

image

Направление вращения задается рукоятками, расположенными на уровне поддона для стружки. Поднятием рукоятки вверх задается прямое вращение, при опускании – обратное. В среднем положении включается ленточный тормоз шпинделя. Коробка скоростей имеет 23 передачи с частотами вращения выходного вала в широком диапазоне оборотов 12,5…2000 (1460) об/мин.

Для смазки узлов установлен отдельный масляный насос, подающий смазку к высоконагруженным узлам. Насос плунжерного типа приводится от эксцентрика на входном валу коробки. Запас масла в составляет 3,7 литра и находится в основном бачке на дне корпуса передней бабки. Для контроля исправности системы смазки в верхней крышке коробки скоростей есть смотровой глазок. При исправной системе через глазок видна струйка масла. Для очистки масла в конструкции станка имеется пластинчатый фильтр.

3 Нюансы обработки фасонных и конических заготовок на агрегате

Детали с указанными поверхностями на станке можно обрабатывать несколькими методами. Наиболее популярными из них являются два:

  1. Смещение на определенную величину задней бабки (ее корпуса) в поперечном направлении с целью получения угла между осью центров и осью заготовки. При таком смещении резец получает возможность производить обточку поверхности конической формы. В связи с тем, что в данном случае центровые отверстия расположены неправильно по отношению к центрам станка, точные конусы изготавливать не получается.
  2. Использование устройств с копировальной линейкой, которые при помощи кронштейнов монтируются сзади станины. Эти приспособления можно по отношению к линии центров крепить под необходимым углом, получая тем самым требуемую коническую поверхность. За счет этого на агрегате допускается получение любых по длине конусов, характеризуемых точными размерами.

При установке фасонной копировальной линейки вместо конусной можно осуществлять работу с фасонными поверхностями, так как перемещение резца станка будет происходить по криволинейной траектории. Подобная схема подходит для обработки ступенчатых и фасонных валов

На агрегат могут даже стационарно устанавливать копировальные гидравлические суппорты с салазками и направляющими, по коим они и передвигаются в процессе выполнения токарных операций.Здесь важно то, чтобы направляющие были смонтированы к оси шпинделя под правильным углом, тогда никаких проблем у оператора не возникнет

Тонкости работы с фасонными заготовками и деталями конической формы

Технические характеристики модификации 1К62Д позволяют выполнять обтачку и нарезание необходимой резьбы на деталях конической формы, а также фасонных болванках. Обработка этих заготовок выполняется по двум методикам.

Необходимо добиться смещения корпуса задней бабки в поперечной плоскости. При определенном угле расположения оси центров и оси самой заготовки резец способен обтачивать детали конической формы. Но по причине несимметричного расположения центровых отверстий относительно центрам установки изготовить конус идеальной формы невозможно.

Использование для работы копировального модуля, который закрепляется на задней части станины кронштейнами.

imageКронштейн для закрепления копировального модуля

Правильно подбирая угол закрепления легко добиться идеальной конусообразной формы детали.

Такой способ обработки позволяет получить универсальный конус, деталь будет любой допустимой длинны. Такой вид обработки позволяет получить конус правильной формы.

Если заменить копировальную конусную линейку фасонной, то функциональность станка еще больше расширяется. Специалисты могут обрабатывать фасонные поверхности заготовок ступенчатого вала.

Станок модификации 1К62Д поддерживает режим максимальных нагрузок, обработку деталей ударным способом. Большим преимуществом является неприхотливость выбора материалов заготовок, несложно работать даже со стальными, чугунными прочными деталями.

Расположение органов управления

У механизма присутствуют следующие рукоятки, отвечающие за управление:

  1. Для перемещения салазок и каретки в механическом режиме.
  2. Для перемещения салазок.
  3. Соединения со станиной у задней бабки.
  4. Зажима пиноли, её перемещения.
  5. Управления ходовым винтом.
  6. Поворота резцовой индексируемой головки, её крепления.
  7. Муфтой фрикционной части.
  8. Шаг и положение резьбы – на нормальном, либо максимальном уровне.
  9. Для управления шестернёй.
  10. Выбора вида резьбы.
  11. Для левой резьбы, подачи.
  12. Показателя шага резьбы, подачи.
  13. Частоты работы шпинделя.

У каждой рукоятки несколько положений, чтобы управления было функциональным.

image

image

Передняя бабка

Общий паспорт с техническими параметрами подтвердит, что деталь способствует тому, что шпинделю передаётся определённая частота при вращениях. Сколько операций проводят мастера – столько и выставляется частот. Передняя бабка устроена так, что способствует появлению следующих возможностей:

  • Резьба многозаходного типа.
  • Правосторонняя резьба, либо обратная левая.
  • Увеличенное в 8, 32 передаточное число.
  • Резьба, увеличенная в 16 с шагом больше в 4 раза по сравнению со стандартным.

image

image

Задняя бабка

Направляющие элементы продвигают задние бабки вперёд. Обязательно крепление к станине. Определённое закрепление этого узла позволит выполнять те или иные определённые работы. Дополнительными фиксаторами становятся эксцентрик рукояти вместе с простой рычажной системой. Пиноль дополнительно крепится тоже рукояткой. Вращательные движения рычага обуславливаются смещением рукоятки.

Характерно активное применение поперечных смещений задних бабок. Конусы пологой формы не должны доставить проблем. Благодаря чему просто ювелирно обрабатывать детали, чьи габариты небольшие. Метрическая резьба делается с минимальной глубиной.

image

Суппорт

Главное назначение – перемещение резца, закреплённого в резцедержателе. Такое движение проводится вдоль оси шпинделя, поперёк этой части, либо под определённым углом. Крестовая конструкция всегда характерна для этой детали. Всего у неё три основных движущихся узла:

  1. Каретка.
  2. Поперечные салазки.
  3. Резцовые салазки.

Эти узлы иногда имеют разные названия в различной технической литературе. Поворотная плита закрепляется буквально под любыми углами по отношению к основанию. Главное – чтобы подача суппорта не включалась одновременно от нескольких деталей сразу. Для этого предусмотрен специальный блокировочный механизм.

image

Коробка подач

Определённые виды резьбы создаются благодаря модулю с подачами. Ходовой винт с фиксированным шагом в 12 миллиметров становится главным помощником во время всевозможных манипуляций. В специальных звеньях нет необходимости, даже когда требуется увеличить текущий шаг. Если верить паспорту, то механизм облегчает создание следующих видов резьбы:

  • Питчевая 1-96.
  • Модульную – 0,5-3.
  • Дюймовую – с 2 до 34 ниток.
  • Метрическую. Минимум шага – 0,5 миллиметров. Максимальное ограничение по шагу равно 12.

Достаточно применения соответствующих деталей, чтобы резьба в итоге увеличила шаг. Несмотря на универсальность агрегата, и у него есть определённые пределы эксплуатации.

История оборудования

Токарный станок 1к62д – это современный усовершенствованный вариант старого аппарата. Советская аббревиатура ДИП, которой обозначались аппараты того времени. После этого в маркировке шли цифры, указывающие высоту над станиной. Токарное оборудование было оснащено коробками скоростей. В 1956 году появилась новая модель, которая стала именоваться 1К62. От прежней, 1Д62 ее отличает ряд усовершенствований:

  • 1К62 имеет электрический насос, с помощью которого подается охлаждающая жидкость;
  • новая модель оснащена более мощным двигателем;
  • имеется механизм реверса, который используется для создания резьбы;
  • установлена новая, клиноременная передача;
  • новая модель имеет усиленную фрикционную муфту;
  • 1К62 оборудован тремя рукоятками оборотов шпинделя.

Это еще не все перечисленные усовершенствования. Сейчас на производстве эксплуатируются не только 1К62. Появилась еще более усовершенствованная модель – 1К625.

Обзор аппарата и область его использования

Когда в 1956 г. появилась новая модель аппарата токарного 1к62, она выпускалось до 1971 г. У него имеется шпиндель, обладающий высокой жесткостью, который установлен на особых подшипниках. В результате стала возможной обработка изделий из каленой стали. Допускается ударная нагрузка. При этом она совсем не влияет на качество, а также точность обработки. Новое оборудование имеет ряд неоспоримых преимуществ:

  • большой диапазон скоростей;
  • мощный движок;
  • низкий уровень вибрации во время эксплуатации;
  • жесткость узлов.

В результате стала доступной точная обработка деталей из металла. Новый аппарат относится к лобовым. Он может работать с любыми заготовками, имеющими большой диаметр, но небольшую длину.

Станок имеет на задней балке поперечную регулировку. Это позволяет работать с пологими конусами. Когда балка соединяется с нижней частью суппорта, это позволяет увеличить функциональные возможности во время сверлильных операций.

3 Электродвигатели – для работы токарной установки

За функционирование главного привода 1К62 отвечает асинхронный двигатель короткозамкнутого типа АО2-52-4Ф. Его скорость – 1450 об/мин, мощность – 10 кВт. Двигатель снабжается предохранителем ПП-1. Это приспособление отключает электропитание станка при коротком замыкании. Нулевую защиту главного движка обеспечивает катушка КГ, установленная на контактор. Она останавливает электродвигатель в случаях, когда сетевое напряжение уменьшается на 50 % от стандартной величины.

Токарная установка 1К62

От перегрузок движок защищен тепловым реле. Оно размыкает рабочую цепь автоматически. Вернуться к работе на станке после срабатывания реле можно лишь через 2 минуты. Для этого необходимо найти кнопку, расположенную под передней бабкой (с тыльной стороны токарной установки) на крышке ниши, и нажать ее. Пуск главного двигателя производится соответствующей кнопкой. Заметим, что при функционировании станка ее невозможно нажать повторно. Останавливается электродвигатель кнопкой Стоп.

1К62 оснащен тремя дополнительными движками:

  • ПА-22 – для насоса охлаждения, его мощность – 0,125 кВт;
  • АОЛ2-22-6Ф – для гидростанции (1 кВт);
  • АОЛ2-12-4Ф – для быстрых перемещений (0,8 кВт).

Насос охлаждения можно запустить только при работающем главном двигателе. Для этого требуется перевести ВП-2 (пакетный переключатель агрегата) в режим Белая точка. Отключение насоса осуществляется посредством перевода ВП-2 в режим Красная точка. Скорость вращения асинхронного движка для гидростанции 1К62 составляет 1410 об/мин.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Андреев
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий